«Девятый вал» И.К. Айвазовского

admin / Дек.20.2013. / Комментарии к записи «Девятый вал» И.К. Айвазовского отключены

«Девятый вал» относится к ранним картинам выдающегося русского художника Айвазовского. Тем не менее, она занимает выдающееся место в его творчестве. Картина ознаменовала собой вершину первого романтического периода творчества мастера. «Девятый вал» художник написал в 33 года, в 1850 году, именно тогда он пребывал на пике своих творческих сил. Любая картина того периода этого мастера публикой встречалась восторженно, благоговели к нему и знатоки живописи, и критики мира искусства.

Суть картины

На картине «Девятый вал» художником представлен рассвет на море после бурной ночи со штормом. Как говорят моряки, каждый девятый вал в шторм является сильнее всех предыдущих восьми. Гигантские волны, словно исполинские горные глыбы, взымаются и негодуют среди бескрайнего водного пространства, становятся одним целым с пасмурным небом, где проносятся на огромной скорости грозные тучи. «Девятый вал» впитал в себя все, что видел и сам испытал мастер кисти. Пожалуй, в основу полотна легла буря, пережитая самим Айвазовским в 1844 году  в Бискайском заливе. Тот шторм был настолько страшным и всепоглощающим, что корабль, на котором пребывал сам тогда еще молодой живописец, европейские и петербургские таблоиды сочли утонувшим, о чем немедленно сообщили общественности, рассказав, что молодой художник погиб. Многими годами позже Айвазовский говорил: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Палитра красок «Девятого вала»

Айвазовский смело, но удивительно правдоподобно смог воспроизвести на своем полотне красочное великолепие раннего утра после шторма, когда сквозь тучи пробиваются первые лучи солнца. Мастеру удалось максимально гармонично слить воедино сиреневые, золотистые, синие и зеленые тона и полутона. Вся картина словно бы  пребывает в зримом движении, и если смотреть на полотно немного поодаль начинает казаться, что цвета сменяют друг друга, а волны оживают. В этом смешение тонов мы видим и предрассветный туман из облаков,  и морскую неспокойную воду, согреваемую первыми солнечными лучами,  и пронизанный лучами солнца зеленый вал, который переходит в  тяжелую темно-синюю волну, которая уходит в холодные и мрачные глубины морского царства.

Такое решение игры цвета было смелым новаторским ходом художника, и оно сыграло решающую роль. На фоне сдержанных полотен русских пейзажистов первой половины 19 столетия «Девятый вал» поражал своей напряженной колористикой. 

 

«Девятый вал» И.К. Айвазовского

Комментарии закрыты.